Студия документальных фильмов.

Александр Мелентьев
Главная / Фильмы / Персоналии / Александр Мелентьев

Александр Валентинович Мелентьев родился 10 декабря 1944 года в г. Махачкале Дагестанской АССР, в семье служащих (мать - учитель русского языка и литературы, отец - врач).  Детство прошло в семье дедушки, где все много читали, слушали музыку, говорили на трёх языках.

После школы-семилетки окончил Дагестанский Механический техникум, работал на заводе техником - конструктором.

В 1964 году поступил в Ленинградский Кораблестроительный институт на приборостроительный факультет.

Играл в КВН, писал сценарии, ставил спектакли.  Руководил студенческим театром ПФ (приборостроительного факультета).

В 1971 году окончил институт и вернулся в Дагестан, работал инженером на заводе «Дагдизель».

В 1973 году сбежал на республиканское телевидение редактором молодежных программ, а затем перешел в литературно-драматическую редакцию ассистентом режиссера.

В 1978 году поступил в ЛГИТМиК на курс Д.И. Карасика.

Поводом для принятия такого решения послужили два события:

- знакомство с А.И. Кацманом, который привез в Махачкалу свой выпускной курс (в качестве телевизионного режиссёра снимал в павильоне студенческие спектакли «Люди и мыши» и "Наследники Рабурдена")

- учеба на Курсах повышения квалификации Гостелерадио СССР в Москве, где  проходил практику на съемках телеспектакля «Острова в океане» у А.В. Эфроса.

Поступив в институт, набрал при Дагестанском телевидении «Телетеатр-студию», где, собственно, и учился профессии в промежутках между сессиями.

Студия работала вплоть до 1993 года - до  отъезда из Дагестана.

Шестеро студийцев в разное время поступили в ЛГИТМиК, двое - в Щукинское училище на режиссерский курс.

Работа на провинциальном телевидении - даже на большой стандартной республиканской студии - не позволяет узких специализаций. Режиссеры должны быть взаимозаменяемы, должны уметь все.

Именно поэтому список работ в резюме А. Мелентьева так пестр и эклектичен.

А.Мелентьеву  повезло - он  начал  режиссёрскую карьеру на «живом» телевидении и прошёл весь путь от прямого эфира, от черно-белого экрана через освоение цвета, видеозаписи, примитивного монтажа до сегодняшнего цифрового телевидения.

Кроме того, работа в системе Гостелерадио СССР предполагала постоянные обмены - обмены программами, обмены специалистами.

Работая в Махачкале, кроме обычных программ литдрамредакции местного вещания - регулярно выполня заказы Дирекции местных программ Центрального Телевидения, Главной редакции народного творчества. Это и спектакли (например, «Остров женщин» Р.Газматова) и музыкальные программы («Товарищ песня», «Мелодии лета. Мурад Кажилаев»), фольклорные программы («Вместе - дружная семья»), спортивные (трансляции на Интервидении последнего чемпионата СССР по вольной борьбе из Махачкалы).

Фестивальное вещание на Первой программе ЦТ в 1985 году открывалось  программой   «Возьмемся за руки, друзья», сделанной А.Мелентьевым в Махачкале, а закрывалось трансляцией Международного студенческого бала из концертного зала «Россия», которую он вёл из передвижной телевизионной станции, работая уже в Москве в фестивальной команде Главной редакции Молодежных программ  Останкино.

Сотрудничал А.Мелентьев и с Главным управлением внешних сношений Гостелерадио СССР - несколько его телеочерков прошли в США в программе «Родина» на общенациональном канале «THE MONITOR CHANAL» (Бостон).

Во второй половине 80-х годов А.Мелентьев организовал в Гостелерадиокомитете экспериментальное творческое объединение, где проверялись новые творческие и производственные отношения, создавались новые программы.

Короткое время был Главным режиссером Дагестанского телевидения.

Прошел все тарификационные ступени от ассистента до режиссера высшей категории.

В самые трудные годы - начало 90-х - был удостоен звания «Заслуженный деятель искусств Дагестана».

В 1994 году А.Мелентьев переехал в Санкт-Петербург и стал работать режиссером в Дирекции «Санкт-Петербург» Российского телевидения (в штате).

С программами «Новое Пятое колесо», «Российский курьер», «Малые города России» объездил почти всю страну, снимая очерки и видеофильмы о жизни людей в разных уголках России.

Снимал игровой сериал для детей «Загадки доктора Никодима», где были заняты лучшие актеры Петербургских театров.

Снимал программы и видеофильмы о выдающихся деятелях искусства - Гинкасе, Архиповой, Рузиматове, Гергиеве и других.

Последние два года выпускал цикловые программы «Век Русского музея» с В.А. Гусевым и «Академия художеств».

С 2003г. является постоянным режиссёром трансляций крупнейших международных событий в Петербурге, которые проводит Российское телевидение - 300-летие города, Саммит G-8, ежегодные Международные экономические форумы.

Параллельно работал в студии «Петербург - 5 канал» (по договору). Снимал программы и концерты выдающихся музыкантов и видеофильмы о музыкантах. Среди  его героев  сэр Джон Шолти, Ю. Темирканов,  М. Янсонс, Д. Башкиров, Г. Свиридов и многие другие.

С  момента переезда  в Петербург - с 1994г.-  по рекомендации своего учителя Д.И.Карасика был приглашён в Санкт-Петербургскую Театральную Академию (бывший ЛГИТМиК) педагогом на курс режиссёров телевидения профессора  В.Н. Карпова.

В 2003 года  стал  руководителем курса, в  2007 был избран  заведующим кафедрой режиссуры телевидения. Выпускники А.Мелентьева - лауреаты многих российских и Международных кинофестивалей.

Фильмография

Избранная фильмография:

2013 - "Прозрение", игровой, 1 час 25 мин., производство кинокомпаний "Юнифорс" и "Ки нофабрика"


Телеспектакли:
«Остров Женщин», Расул Гамзатов
ЦТ, Гостелерадио ДАССР (1982)
Автор сценария и режиссер.

«Есть три заветных песни», Расул Гамзатов
ЦТ, Гостелерадио ДАССР (1983)
Автор сценария и режиссер.

Документальные фильмы на кинопленке:
1982 - «Гаммадовы», ЦТ, Главная редакция народного творчества

1983 - «Семья Гусейновых», ЦТ, Гостелерадио, ДАГССР

 

Телевизионные игровые многосерийные фильмы:
1994 - «Уикенд с детективом» (3 серии), «Петербург - 5 канал». Режиссер-постановщик

1996 - «Загадка доктора Никодима» (14 серий), Москва, «РТР». Режиссер-постановщик


Телевизионные игровые программы:
1998 - «Боярский двор» (3 серии), Москва, «РТР». Режиссер-постановщик

1998 - «Ночной экспресс» (3 серии), Москва, «РТР». Режиссер-постановщик

 

Документальные телевизионные фильмы:
1994 - «Страсти по Никасу или Евангелие от Софронова», Москва, «РТР»

1994 - «Опасные игры Камы Гинкаса», Москва, «РТР»

1995 - «Кама Гинкас. Три дня до премьеры», Москва, «РТР»

1997 - «Страсти по Кармен», «Петербург - 5 канал»

2000 - «Композитор Свиридов» (2 серии), «Петербург - 5 канал»

2003 - «Мравинский, которого знала я», Москва, «Культура»

1997 - 2000 - «Российский курьер» (10 фильмов из цикла о субъектах РФ), Москва, «Культура»

2001 - 2003 - «Малые города России» (8 фильмов из цикла), Москва, «Культура»

2000 - «Воскрешение» фильм-балет, Р. Вагнер, О. Виноградов, «Петербург - 5 канал»

2004 - «Хаджи-Мурат» фильм-опера, Л. Толстой, Ш. Чалаев, ТРК «Дагестан»

2005 - «Евгений Рейн», Москва, «Культура»

2005 - «Ирина Архипова» (2 серии), Москва, «Культура»

2007 - «Ширвани Чалаев. От Парижа до Хосреха», Москва, «Мир Кавказу»

 

Телевизионные программы:
1997 - «Галина Ковалева. Откровения», «Петербург - 5 канал»

1998 - «Вадим Репин. Только радость и счастье», «Петербург - 5 канал»

1998 - «Реквием» В. Моцарт, М. Янсонс, «Петербург - 5 канал»

1999 - «Свинг «Белые ночи». К 100-летию Дюка Элингтона», «Петербург - 5 канал»

2002 - «Первые 40 лет. Давид Голощекин», «Петербург - 5 канал»


Телевизионные цикловые программы:
1999 - «Царская ложа» (Валерий Гергиев, Фарух Рузиматов, Наталья Дудинская, Алла Осипенко и др.), Москва, «Культура»

1999 - «Кумиры. Режиссер Давид Карасик», Москва, «Культура» 2003 - 2005 - «Век Русского музея», 25 программ, Москва, «Культура»

2005 - 2006 - «Академия художеств», Юбилейный цикл к 300-летию Академии художеств, 15 программ, Москва, «Культура»

2003 - «Место в истории. Алла Осипенко» (премия ТЭФИ РЕГИОН - 2003), Санкт-Петербург, «Культура»



вернуться назад

Весь список сотрудников

Аустерлиц

Режиссер: Сергей Лозница

Картина «Аустерлиц» снималась на территории бывших концлагерей Дахау, Берген-Бельзен, Равенсбрюк, Заксенхаузен и Дора-Миттельбау, и своим названием отсылает к одноименному роману Винфрида Зеебальда, посвященному ...

читать все
Наши партнеры Отправить сценарий